Описание основных образовательных программ (НОО, ООО и СОО) |
МБОУ Чебачинская СОШ реализует общеобразовательные программы начального, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие базовую подготовку обучающихся по предметам на уровне среднего общего образования. Образовательная программа начального общего образования (срок реализации 4 года) содержит следующие разделы:
П. Содержательный раздел
3.1 Учебный план начального общего образования 3.2. План внеурочной деятельности 3.3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта Образовательная программа адресована учащимся 1-4 классов и предполагает удовлетворение познавательных запросов учащихся и потребностей родителей в получении их детьми качественного образования. Целевое назначение образовательной программы заключается в формировании компетентной личности, готовой к осознанному выбору дальнейшего пути обучения и успешной социализации. Задачи:
гражданской идентичности, чувства принадлежности к своему народу и своей Родине; способствовать становлению у него гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
В качестве инструмента достижения целевых установок образовательной программы педагогический коллектив школы применяет учебную программу «Школа 21 века», основу которой составляет современная наукоёмкая педагогическая технология постановки и решения учебной задачи, включающая детей в активную учебно-познавательную деятельность. Особую важность данная программа уделяет целевым установкам, сформулированным в Федеральном государственном образовательном стандарте в конкретных характеристиках планируемых образовательных результатов - личностных, метапредметных и предметных. Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку (оценку, осуществляемую внешними по отношению к учащемуся лицами) и внутреннюю оценку (оценку, осуществляемую самим учащимся). Содержание контрольно-оценочных действий учителей и учащихся строится с учетом общей структуры образовательного процесса и закономерностей развертывания учебной деятельности в следующих основных формах:
Для формирования и оценки ключевых компетентностей используются проектные задачи, под которой мы понимаем задачу, представляющую систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»). Оценка качества образования в начальной школе осуществляется на основе системы показателей и индикаторов, объектов и критериев оценки, характеризующих основные аспекты качества образования (качество результата, качество процесса и качество условий). Программа формирования универсальных учебных действий разработана с учётом трёх этапов развития младших школьников:
Содержание образования на начальной ступени общего образования в школе реализуется преимущественно за счет системнодеятельностного подхода, применяемого как на уроках, так и во внеурочных формах организации учебной работы обучающихся. Программа духовно-нравственного развития младших школьников предусматривает работу по следующим основным направлениям:
Оценка достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития младших школьников осуществляется через стандартизированные методики, письменные и устные работы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценку, педагогические наблюдения, а также «портфолио». Основными целевыми установками программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни являются:
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательные предметные области учебного плана: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы духовно-нравственной культуры народов России, искусство, технология, физическая культура. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: - формирование гражданской идентичности; -приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; -формирование готовности к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Решение данных задач позволяет выпускнику начальной школы решать как учебные, так вне учебные задачи, а также продолжить обучение на последующих ступенях школьного образования. В первых классах сохраняется в необходимом объеме содержание предметов в соответствии с обязательной частью учебного плана. Часть, формируемая участниками образовательного процесса школы, в первом классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями отсутствует. На внеурочную деятельность отведено 5 часов в соответствии с требованиями Стандарта распределены по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Формирование плана внеурочной деятельности осуществляется с учётом образовательных потребностей и интересов учащихся, их родителей. Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, соревнований, диспутов, олимпиад, поисковых и научных исследований и т. д. План внеурочной деятельности позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В соответствии с учебным планом и на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий педагогами школы разрабатываются рабочие программы отдельных учебных предметов и курсов, соответствующие установленной ФГОС структурой, включающей в себя:
учебным планом, входят в состав настоящей Основной образовательной программы начального общего образования в качестве приложения. Школа формирует, сохраняет и ежегодно обновляет образовательную среду, создающую все необходимые условия для интеллектуального и личностного развития младших школьников, сохранения и укрепления их здоровья, обеспечения безопасности: материально-технические; кадровые; финансовые. Структура Образовательной программы основного общего образования (срок реализации 5 лет) представлена следующими составляющими:
1. Общие учебные умения, навыки, и способы деятельности
Учебный план Годовой календарный график Рабочие программы по учебным предметам, курсам Оценочно - методические материалы УМК Лист внесения изменений и дополнений в образовательную программу Целевое назначение образовательной программы школы заключается в формировании компетентной личности, готовой к осознанному выбору дальнейшего пути обучения и успешной социализации. Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач: ■обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФК ГОС; ■усвоение обучающимся определенной суммы знаний, развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей; ■формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования; ■обеспечение уровня подготовки учащихся в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, при обеспечении уровня воспитанности и сохранности здоровья. Основными принципами реализации данной образовательной программы являются: ■уважение к личности каждого участника образовательного процесса: ученика, учителя, родителя; ■соответствие образовательного процесса возрастным, а также индивидуальным-психологическим и физиологическим особенностям школьников; ■охрана здоровья и обеспечение безопасности всех детей; ■содержательная интеграция разных предметных областей основного общего образования. В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников. Образовательная программа среднего общего образования (срок реализации 2 года): 1.Пояснительная записка
Годовой календарный график. Учебный план.Перечень рабочих программ учебных предметов, реализуемых в 2014-2015 уч. годах Оценочно - методические материалы. Система условий реализации образовательной программы. Лист внесения изменений и дополнений в образовательную программу Цель образовательной программы - формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Задачи образовательной программы: •обеспечение прав ребенка на качественное образование; •реализация преемственности в сфере образовательных подсистем, предоставляющих каждому обучающемуся сферы деятельности, необходимые для его развития; •построение образовательной практики с учетом региональных, социокультурных тенденций; •внедрение нового содержания образования. Особенности образовательной программы: •сохраняет преемственность с образовательной программой прошлых лет; •определяет взаимосвязь приоритетных целей и задач школы с позиции организационно-педагогического, кадрового и методического компонентов; •характеризует механизм реализации образовательной программы школы с позиции кадрового состава, методического и материальнотехнического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Цели и задачи образовательного процесса Основной целью школы является: Создание благоприятных условий для формирования образованной, нравственной и творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации на благо Отечества. Задачи образовательного процесса: •формирование ключевых компетенций, обеспечивающих социально профессиональную адаптацию как в современных социальноэкономических условиях, так и в собственных жизненных интересах; •обеспечение качества образования на основе обновления содержания образования, реализации личностно-ориентированного подхода, разработки средств поддержки и сопровождения продвижения школьников; •подготовка педагогических кадров ОУ, способных использовать в учебном процессе современные педагогические технологии; •совершенствование материально-технической базы ОУ; •создание системы управления достижений оптимальных конечных результатов, включающей все управленческие функции; •создание условий для формирования здорового образа жизни; •достижение оптимального уровня воспитанности учащихся; •привлечение культурно-интеллектуального потенциала социума и финансово-материальных средств юридических и физических лиц для развития школы. Принципы построения учебно-воспитательного процесса В основе организации учебно-воспитательного процесса лежат следующие принципы: •принцип преемственности в содержании и в структуре; •принцип приоритетности здоровья, соблюдения санитарногигиенических норм; •принцип активного деятельностного участия ребенка в учебном процессе; •принцип дифференцированного подхода к обучению; •принцип индивидуального подхода к каждому ребенку на основе анализа его развития; •принцип приоритетности творческой, исследовательской деятельности в урочной и внеурочной работе; •принцип интегрирования учебных предметов внутри и вне образовательных областей; •принцип взаимосвязи обязательных предметов и факультативных, элективных курсов; •принцип контроля, прежде всего за уровнем развития учащихся; •принцип взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности. Учебные предметы федерального компонента представлены на базовом уровне. Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. Личные склонности, потребности учащихся и ориентация их на подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности осуществляется за счет образовательных индивидуальных траекторий. В школе реализуется Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по следующим учебным предметам: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и ИКТ, История, Обществознание, География, Биология, Физика, Химия, Мировая художественная культура, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура. В школе ведется универсальное (непрофильное) обучение. В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся. Познавательная деятельность Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебноисследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: "Что произойдет, если..."). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов. Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать. Информационно-коммуникативная деятельность Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Рефлексивная деятельность Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат. Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований. Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. |